Придумать название фирмы, создать логотип, разработать фирменный стиль – это всегда отдельная творческая задача. Но для её решения всякий раз выполняется определенная последовательность действий. Вот алгоритм, который наша студия использует для создания идентификации компании (айдентики).

1. Сообщение

Прежде всего надо понять, кто ваши клиенты и почему они будут пользоваться вашими товарами или услугами; кто ваши конкуренты; к чему вы хотите прийти в долгосрочной перспективе. Это еще называется «маркетинговая стратегия». На основании данной информации формулируется сущностное сообщение (месседж). Его, в идеале, и должны передавать вашим клиентам название, знак и фирменный стиль организации.

Например, сообщение, которое мы пытаемся донести до своих партнеров, звучит так:

2. Идея

Когда понятно, о чем и как говорить, пора подключать дизайнеров. На этом этапе важно найти концепцию, или, проще говоря, идею. Нередко дизайнеры начинают фонтанировать интересными задумками, вы их подхватываете и развиваете… Тут важно выловить в океане идей ту, что поможет целевой аудитории понять ценность вашего продукта.

Идея должна:

Как же придумать идею, отвечающую всем этим требованиям?

Надо помнить, что айдентика – это художественное произведение, находящееся на стыке двух видов искусства: литературного и художественного. В обоих авторы используют тропы.

Речь не о дорожках, протоптанных в поле или лесу. В творчестве термин «троп» означает художественный прием. В течение веков человечество создало целую систему таких приемов. К ним относятся: аллегория, олицетворение, сравнение, каламбур, перифраз, катахреза, гипербола и т.д. Конечно, всё это богатство вошло и в арсенал дизайнеров.

Примеры из нашей практики:

Олицетворение. Задачи по охране жизни и имущества выполняют люди, использующие опыт, технику, программное обеспечение, оружие. А вот волкодавы и вообще собаки на службе здесь не состоят. Тем не менее именно образ волкодава используется в фирменном стиле компании: эта собака олицетворяет победу над волками (которые, в свою очередь, в массовом сознании олицетворяют преступный мир).

Синекдоха. Если перечислять все объекты, входящие в понятие «Конгресс-холл», получится довольно большой список. Мы же используем только часть от целого — южный фасад здания. Такой прием, когда некая часть становится символом целого, называется «синекдоха».

Сравнение. ПГП не только создает проекты, но и сопровождает строительство. Это видно из их товарного знака, где используется сравнение чертежа и готового здания. Троп, в котором разные понятия уподобляются по какому-то общему признаку, называется сравнение.

Катахреза. Чтобы объяснить, что будет происходить на этом фестивале, мы совместили несовместимые по значению панятия: пчела, кубыз (варган) и башкирский узор. Такой «башкиропчелокубыз» получился благодаря художественному приему, называемому «катахреза».

Нельзя не упомянуть абстрактное искусство. В некоторых случаях, когда сущностное сообщение не требует конкретики, можно попробовать обратиться к беспредметному образу.

Например, в логотипе этого мероприятия нет конкретных образов. Но динамика его форм придает ощущение веселого праздника.

Так или иначе, результатом данного этапа становится эскиз. С нашей точки зрения, лучше всего его сделать простым карандашом. Если показать начатую и недоделанную работу, заказчик может привязаться к «недопиленным» деталям и, не поняв сути, отвергнуть всю идею.

эскиз, выполненный
простым карандашом

3. Решение

Немного психологии. Люди общаются друг с другом на вербальном и невербальном уровнях. То же самое и с коммуникациями, исходящими от компании. Часть информации распознается логическим мышлением, а другая - влияет на чувственное восприятие. Думаете вы об эмоциональной стороне фирменного стиля или нет, созданное вами неизбежно вызовет какие-то чувства. В общем, работу правого полушария мозга не помешает взять под контроль.

Допустим, это - товарные знаки двух компаний:

Одна связана с интеллектуальным трудом в сфере промышленности и делает упор на точные расчеты. Другая действует в сфере обслуживания, где важно обеспечить хорошее настроение клиентов. Как вы думаете, какой логотип кому принадлежит?

Как видим, дать ответ оказалось несложно. Почему? Ведь круг и треугольник не несут в себе никаких конкретных образов. Это же просто абстракция!

Получается, что знание того, как цвета и их сочетания, геометрические формы, шрифты и фонетика влияют на эмоциональное восприятие, может существенно усилить работоспособность вашей айдентики.

Стиль. Некоторые думают, что стиль компании заключается в графическом фоне на визитках, бланках, папках, и т.д. Правильно, но это далеко не всё. Стиль – это идея, которая объединяет всю информацию, исходящую от компании. Сюда может входить название, интерьер, фасад, музыка, манера общения сотрудников с клиентами...

Например, в фирменном стиле этого бара нет фона. Его фишка в том, что многие коммуникации пишутся по слогам, как это принято в музыкальной нотации:

Еще одна важная деталь. У студии, работающей в области айдентики, не должно быть любимых стилей. Стиль - продолжение идеи. Одна диктует минимализм, другая требует множества элементов. Одной компании надо выглядеть ультрасовременной, у другой «фишка» в традиционности или даже в старомодности.

Логотип для «Желтой коровы» выполнен в «восточном» стиле.

Стиль фирмы «Еды!» можно отнести к «поп-арту».

Стиль «Госаптеки» основан на советской плакатной графике.

4. Готовый результат

Готовый результат должен гарантировать максимальное удобство каждому сотруднику компании-заказчика. Файлы, предназначенные для печати, следует представить в форматах, которые могут «прочесть» в любом рекламном агентстве (в случае с лого это pdf и eps). Правила надо подробно прописать в специальном пособии по фирменному стилю (гайдлайне, брендбуке). При необходимости дизайнеры могут устроить маркетологам компании специальную лекцию.

Показать